Воспитатель вместе с детьми рассматривает карту России: Велика и прекрасна наша страна! Она занимает 1-ое место по территории среди всех стран мира (используются карта России).
Восп-ль: - Ребята, как называется наша страна? (Россия) .(слайд 1)
- Ребята, почему наша страна называется Многонациональной?
А как называется наша Республика? – Д
- Ребята, попробуйте найте на карте нашу Республику. – Дети ищут
- Правильно вот наша Республика. Ребята, сейчас мы с вами, посмотрим карту Чувашии. (Восп-ль вместе с детьми рассматривают карту (Слайд 2)
- Посмотрите, эти как называются эта линия? –Д границей,
- Правильно, а за границей находятся соседние республики: республика Марий Эл, республика Мордовия, республика Татарстан. (Дети рассматривают флаг и герб каждой республики)
- Ребята мне пришло приглашение от соседних республик, и они нас приглашают к себе в гости. Мы принимаем приглашение.
А отправимся мы в свое путешествие на самолете. Отправляемся в путешествие на самолете, занимайте свои места, чтоб веселее лететь споем песню. (Слайд 3) Поют песню на чувашском языке:
Мотор сасси кр-кр-кр
Часрах ларса лкрр
итес ре итпр
Тем те курса плпр
Самолет, самолет – 2 раза.
Пулп эп хамах пилот – 2 раза.
- И первая республика на нашем пути это Марийская республика. (слайд 4)Мы прибыли в столицу марийской республики, которая называется Йошкар-Ола, что в переводе означает Красивый город. Посмотрите ребята, правда, очень красиво (Слайд 5)
- А нас встречает кукла в марийском костюме. Зовут ее Айвика. (Слайд 6)
- Ребята, Салам лийже на марийском здравствуйте. Поздоровайтесь с Айвикой.
- Ыр кун, Айвика.
-В Республике Марий Эл много лесов и полей. Издревле мапийцы занимались охотой, рыболовством, собирали ягоды, грибы. Разводили пчел, держали коров, овец, свиней, кур, уток, гусей. В огородах выращивали картошку, рожь, лен коноплю. (Слайд 7) В старину из конопли и льна марийцы ткали ткань, из которой потом шили одежду и украшали ее красивой вышивкой, женщины знаменитые мастерицы по вышивке (Слайд 8, мужчины знаменитые охотники, гончары (Слайд 9) и резчики по дереву (Слайд 10). Во время отдыха марийцы играли в различные игры, а сегодня я вам предлагаю поиграть в игру, которая называется Паренге. Это игра с картошкой внимательно слушайте правила. Нам надо разделиться на пары каждая пара зажимает между лбами одну картофелину и пляшет под марийскую музыку, картофелину нельзя трогать руками. Тот, у кого она падает, выходит из игры. Побеждает пара, которая танцует дольше всех. Приступим. (Слайд 11)
- вам понравилось? Наше путешествие продолжается. Ребятки Чеверын по мапийски до свидания).Попрощайтесь с Айвикой. – Сыв пул, Айвика.
- В следующую Республику мы поедем с вами на поезде. Поехали.. (Слайд 12) И следующая остановка у нас Татарстан.. (Слайд 13)
- Какой народ здесь живет? - Д
- В столице Татарии городе Казань, это очень старый город. Посмотрите, какой он красивый. (Слайд 14, 15)Нас встречает кукла в национальном татарском костюме Гульнар. Исеммэсыс на татарском Здравствуйте Слайд 16)
- Ыр кун.
- Татары искусные мастера-ювелиры и делают очень красивые и своеобразные украшения из металла. Слайд 17) Татарский народ славится своим гостеприимством, весельем. Ребята, вы любите загадки? А татарские загадки отгадаете? Что ж давайте попробуем.
«Старик-шутник на улице стоять не велит, за нос домой тянет» (Мороз) Слайд 18)
«Полна красная печь черненьких лепешек» (Арбуз) Слайд 19)
Есть у меня один войлок, мир может прикрыть, а море не закрывает. (Снег) Слайд 20) Слайд 21)
- Понравились вам. сау булыгыз по татарски До свидание
- Сыв пул, спасибо за гостеприимство,
Мы отправляемся в путешествие на поезде. Слайд 22)
Воспитатель: Мы приехали с вамив республику Мордовия Слайд 23 столица Мордовии – Саранск. Слайд 24 Встречает девочка в национальном костюме – Адунья. Шумбрат по макшински
- Ыр кун, Адунья. Слайд 25 Посмотрите, ребята, как необычно одеты Адунья.
Вам нравится? Это национальный мордовский костюм.
Давайте его рассмотрим. Какие цвета используются в костюме?
(Черный, синий, красный, желтый и зеленый).
А как называется головной убор? (Панчо)
Обязательный атрибут костюма – пояс, его завязывают поверх
женской рубашки, называется он «пулай». Повторите, как называется этот пояс?
- Сейчас мы с вами поиграем. Игра «Собери орнамент»
Воспитатель: Скажите, а орнаменты, какого народа вы собрали? (Татарского). А вы? (мордовский). А у вас? (Чувашского)
Воспитатель: Молодцы. А наше путешествие продолжается Няемозонк по-макшински, ребята!
- Сыв пул Адунья.
- Ребятки сейчас мы с вами превратмся в маленькие самолетики и политим дальше. Полетели. Слайд 26
- и куда же мы попали теперь? Мы попали с вами в нашу Республику – Чувашию. Слайд 27
- Ребята как называется столица нашей Республики?-Д Слайд 28
Сейчас нам Лера прочитает стихотворение: рм – шывм Чвашсен.
рм-шывм, Чвашъен,
Ешл арклл аран,
Анне евр илртен
Эс пире мн ачаран.
рм-шывм, Чвашъен,
Кмл тинс пек уй-хир,
амрклан та чечеклен
Пур тнчемр умнче.
Восп-ль: Ребята, мы с вами сегодня где побывали?
Вос-ль: Мы с вами узнали, что у каждой республики есть своя символика. Как вы думаете, что означает слово символика?
- Дети
- У нашей Республики тоже есть своя символика, что означает на флаге Чувашии дерево и три солнце? Слайд 29
- Дети
- Правильно. А сейчас мы с вами поиграем в игру „Побдери флаги” Слайд 30
Молодцы ребята, вы были наблюдательны, много нового узнали и запомнили.
Восп-ль:- А теперь мы с вами вернемся в наш родной город Цивильск.
Восп-ль: Ребята, наше путешествие подошло к концу.
Давайте вспомним, что же мы сегодня узнали интересного?
Что есть у каждой страны? (герб, флаг,столица)
В какой Республике живут татары? (Татарстан)
Назовите их столицу (г. Казань)
В какой Республике столица г. Саранск (Мордовии) Понравилось вам наше путешествие?
Мы побывали с вами в гостях у наших соседей. Познакомились с традициями и культурой народов, живущих по соседству с нами, приобрели новых друзей.
Мы будем и дальше продолжать знакомиться с жизнью людей разных национальностей, с их песнями, танцами, играми, сказками.
Все это поможет нам еще больше узнать о нашей Родине - России!
|