Цель данного занятия: продолжать знакомить с правилами дорожного движения, учить практически применять их в различных ситуациях. Развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире. Воспитывать чувство ответственности.
Программное содержание:
Образовательные задачи: продолжать знакомить с элементами дороги; совершенствовать диалогическую речь, интонационную выразительность речи; продолжать закреплять правила поведения на проезжей части; развивать у детей чувство ответственности при соблюдении ПДД.
Развивающие задачи:
развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы;
развивать умение внимательно слушать; развивать способность анализировать, обобщать; развивать сообразительность, смекалку, логическое мышление; закреплять умение работать в команде; закреплять умение правильно предлагать помощь по алгоритму. поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности. Расширять знания детей о светофоре, о значении сигналов светофора; развивать интерес к искусству аппликации, формировать умение аккуратно пользоваться клеем.
Воспитательные задачи:
Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми; воспитывать умение слушать своего сверстника, не перебивая формировать желание соблюдать правила дорожного движения.
При решении вышеуказанных задач у дошкольников развивались такие интегративные качества как: любознательный, активный; эмоционально – отзывчивый; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы).
Для достижения цели были использованы такие методы и приемы: наглядный метод (использование компьютерных слайдов (электронная почта); наглядно-практический метод (сбор сигналов светофора; расшифровка кодового слова словесный метод (беседа о правилах дорожного движения); игровой метод (игры «Передай жезл», «Собери дорожные знаки, дидактическая игра «Азбука Морзе», пальчиковая игра); прием эмоциональной заинтересованности (получить все карточки для сбора пароля от шкатулки); игровой прием (проблемные ситуации, введения элементов соревнования; создание игровой ситуации; решение задач); словесный прием (вопросы требующие констатации).
Предварительная работа:
Беседы: «Сигналы транспортного и пешеходного светофора», «Дорожные знаки», «Правила перехода улиц и дорог», «Пешеходный, наземный и подземный переходы».
Дидактические игры: «Что такое улица?», «Я – водитель», «Дорожные знаки».
Чтение художественной литературы: Я.Пишумов «Машины», В.Берестов «Это еду я бегом», М.Пляцковский «Стоп, машина!», С.Михалков «Если свет зажегся красный», С.Яковлев «Нужно слушаться без спора».
Рассматривание фотографий «Улицы нашего города».
Составление рассказа о дорожной ситуации по сюжетной картинке.
Словарная работа:
Активизировать в речи слова: светофор, подземный переход, наземный переход, пешеходный переход, зебра, инспектор дорожно – патрульной службы, ГИБДД, запрещающие знаки, предупреждающие знаки, водитель, пешеход.
Индивидуальная работа:
Учить отвечать на вопросы полным предложением;
Воспитывать культуру поведения в общении со сверстниками и взрослыми; воспитывать способность сопереживать.
Занятие проводится с подгруппой детей. Состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. Началось с организационного момента, где активизировалось внимание детей: предложение найти пароль для открытия электронного письма.
Для усиления интереса к занятию вводится интригующая проблемная ситуация (расшифровка пароля). Во время образовательной деятельности дети отвечают на наводящие вопросы педагога, собирают карточки, ориентируются по стрелкам и по компасу, обыгрывают проблемные ситуации. В процессе данной части занятия осуществляется индивидуализация образовательного процесса (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). В середине занятия проводиться физминутка, соответствующая тематике проводимого занятия. Использование ИКТ, позволило заинтересовать и привлечь внимание детей.
В процессе образовательной деятельности педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата. Всем хотелось правильно проходить испытания, чтобы получить все карточки и составить слово, чтобы открыть шкатулку. На занятии прослеживается реализация личностно-ориентированной модели. Воспитатель проявляет умение признавать и принимать личность детей, учитывать их точку зрения, чувства, эмоции, налажены партнерские отношения с детьми.
На заключительном этапе опять ставится проблемная ситуация (составить слово) и предлагается детям самостоятельно найти выход. Проводится рефлексия деятельности и намечается перспектива, т. е. ставится новая проблема.
Все поставленные задачи в процессе занятия были решены, цель была достигнута.
Оборудование: ноутбук, экран телевизора, конверты с заданиями, игра, желтый скотч для дорожки, планшет, жезл, обручи, клей, разрезные картинки сигналов светофора, 2 мольберта, плакаты: запрещающие знаки и предупреждающие знаки, маски дорожные знаки, обручи, знак пешеходный переход, знак подземный переход, знак наземный переход, мешочки для метания, корзинки: красная, желтая, зеленая, скамейка, туннель, «зебра», шкатулка, карточки подсказки, медальки, книга «Азбука пешехода».
Воспитатели и дети строятся в круг.
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Давайте поприветствуем друг друга с помощью колокольчика. Дети, называя имя соседа в ласковой форме, передают друг другу колокольчик.
Раздается звук.
Воспитатель: Ребята, к нам пришло электронное письмо, прочитаем? (ответ детей)
«Здравствуйте, ребята! Я сотрудник дорожно – патрульной службы, мне сказали, что вы хорошо знаете правила дорожного движения и не нарушаете их. За это я приготовил для вас подарок. Положил шкатулку, которая открывается кодовым словом и хотел приехать к вам в гости. Но в городе случилась неразбериха и поэтому не могу к вам приехать. Чтобы получить подарок, нужно открыть шкатулку, показав все свои знания по правилам дорожного движения. За каждое правильно выполненное – вы получаете карточку, собрав их все, вы соберёте кодовое слово. Найти задания вам поможет планшет.
До встречи. Желаю удачи.
P.S.первый конверт вы найдете под патрульной машинкой».
Воспитатель: Ребята, вам интересно за подарок нам прислали? (Ответ детей) Попробуем её открыть? (Ответ детей) Сначала я хочу проверить вашу готовность. Вам нужно будет действовать слаженно, дружно, слушать и помогать друг друга. Согласны? (Ответ детей)
Игра «Передай жезл»
(дети становятся в круг, передают друг другу жезл инспектора ГИБДД и называют какое – нибудь правило дорожного движения)
Воспитатель: Молодцы! Я уверенна, что вы справитесь со всеми заданиями. Вы получаете первую карточку. Посмотрите, на планшет пришло письмо, прочитаем? (Ответ детей)
«Дорогие ребята, вы справились с первым заданием, отправляйтесь дальше в путь по желтым стрелкам. Удачи»
На полу нарисованы желтые стрелки. Дети с воспитателем идут по ним и подходят к светофору.
Воспитатель: Ребята, у пешеходов есть помощник при переходе проезжей части. Назовите его?
Дети: Светофор
Воспитатель: Чем отличается светофор транспортный от пешеходного?
Дети: транспортный имеет три сигнала: красный, желтый и зеленый, а пешеходный светофор два: красный и зеленый.
Воспитатель: Вы правы. Посмотрите, перед вами два светофора, скажите какой из них пешеходный? А какой транспортный? (Ответ детей) А что ни так с этими светофорами?
Дети: Они сломаны.
Воспитатель: Поможем починить светофоры? (Ответ детей)
«Собери сигнала светофоров»
Дети делятся на команды. Собирают сигналы светофоров и приклеивают его, делая аппликацию на бумаге.
Воспитатель: Молодцы, вы быстро справились и получаете еще одну подсказку карточку. Отправляемся дальше? (Ответ детей) Планшет нам поможет, укажет, куда нам дальше идти.
Воспитатель показывает детям на планшет картинку компаса.
Воспитатель: Куда показывает стрелка компаса? (Ответ детей) идем по стрелке компаса.
Воспитатель с детьми приходят в музыкальный зал. В зале стоят 2 мольберта, на мольбертах 2 плаката: запрещающие и предупреждающие знаки. Дети рассматривают плакаты.
Воспитатель: Дорожные знаки – лучшие друзья пешеходов и водителей. Они рассказывают о том, что можно и чего нельзя делать на проезжей части.
Игра «Собери дорожные знаки»
Дети делятся на две команды: запрещающие знаки и предупреждающие знаки. Капитанам команд даются обручи, а остальным детям маски дорожных знаков. Дети в масках встают свободно по залу, под музыку капитаны команды находят свой знак, надевают обруч на этого ребенка и ведут к своей скамейке и сажают его на нее, выигрывает та команда, чей капитан быстрее соберет свои дорожные знаки.
Воспитатель: Вы успешно справились заданием и получаете еще одну карточку – подсказку. Предлагаю вам отдохнуть и потанцевать.
Танец «ПДД»
Воспитатель: Отправляемся дальше. Послушайте четверостишие, и вы узнаете, куда мы отправимся дальше.
Для занятий физкультурных
Есть у нас спортивный зал.
Любит он ребяток дружных
Даже тех то ростом мал.
Дети: в спортивный зал.
Дети с воспитателем отправляются в спортивный зал.
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам показать, как вы переходите улицы города.
Полоса препятствия «Переходим улицу»
Дети проходят полосу препятствий ТУННЕЛЬ – ЗЕБРА – СКАМЕЙКА - СВЕТОФОР, около которых расставлены дорожные знаки: «Подземный переход», «Пешеходный переход», «Надземный переход», возле светофора дети по очереди берут мешочки для метания и должны попасть в одну из цветных корзинок (корзинки красная, желтая, зеленая), воспитатель показывает сигнал светофора, какого цвета сигнал, в ту цветную корзину должны попасть дети.
Дети выполняют задание друг за другом.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы получаете еще одну карточку подсказку.
Кому же необходимо соблюдать правила: водителям или пешеходам?
Дети: и детям, и водителям.
Воспитатель: Ребята, наверное, это интересно водить машину. Скажите, а вы сейчас можете быть водителями? Почему? (Ответ детей). Конечно, настоящим автомобилем вы управлять еще не можете, но мы с вами можем пофантазировать и поиграть. Хотите?
Пальчиковая игра «Мы – водители»
Едем – едем на машине, (Движение «рулем»)
Нажимаем на педаль. (Ногу согнуть в колене, вытянуть)
Скорость мы переключаем, («Рычаг» повернуть к себе, от себя)
Смотрим пристально мы вдаль. (Ладонь ко лбу вглядываемся в даль.)
Дворики счищают капли, («Дворники»)
Вправо-влево – чистота!
Волосы ерошит ветер - (Взъерошить волосы.)
Мы шофёры – хоть куда! (Выставляем большой палец.)
Воспитатель: вы хорошо справились с заданием и получаете карточку – подсказку. Мы собрали с вами все карточки и нам пора возвращаться в группу.
Дети с воспитателем возвращаются в группу.
Воспитатель: положите все карточки по порядку их получения. Посмотрите, у нас получилось слово?
Дети: нет
Воспитатель: планшет нам подсказывает, чтобы расшифровать слово нам понадобиться азбука Морзе.
На экране появляется азбука Морзе. Дети с воспитателем расшифровывают слово и получается ГИБДД.
Воспитатель: Ребята, что означает ГИБДД? (Ответ детей) Правильно, откроем нашу шкатулку?
Воспитатель вводит пароль, шкатулка открывается. В шкатулке письмо, медальки и книга «Азбука пешехода». Воспитатель читает письмо.
«Молодцы, ребята! Вы хорошо знаете правила дорожного движения! Теперь я за вас спокоен. В подарок я отправил вам книгу «Азбука пешехода», чтобы вы не забывали правила дорожного движения! До скорой встречи».
Воспитатель: Ребята вам понравилась сегодня наша игра? Что больше всего вам понравилось? Какие задания показались вам трудные? (Ответ детей)
Воспитатель раздает детям медали.
Список используемой литературы:
- Петрова К.В. Формирование безопасного поведения 5-7 лет на улицах и дорогах . Парциальная программа. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2017.
- Данилова Т.И. Программа «Светофор» обучение детей дошколного возраста правилам дорожного движения. – 2-е изд., перераб. И доп. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2020.
|